Интеллектуальное освещение

Интеллектуальное
дорожное освещение

    

    Дорожное освещение имеет большое значение для всех участников дорожного движения, позволяя замечать препятствия, заранее принимать решения и избегать дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В то же время, всё труднее игнорировать связанные с дорожным освещением вопросы потребления и стоимости электроэнергии. По оценкам Международного энергетического агентства, в 2005 г. 19 % от общемирового потребления электроэнергии приходилось на освещение, причём на дорожное освещение было затрачено 218 ТВт∙ч, что составляет примерно 8 % от расходуемой на освещение энергии [1]. Затраты на электроэнергию могут быть уменьшены в результате совершенствования техники и изменения организации освещения, позволяющих реализовать интеллектуальное дорожное освещение. Освещение перешло от газовых светильников к лампам накаливания, а затем к люминесцентным лампам, ртутным лампам высокого давления (ДРЛ), натриевым лампам низкого давления (НЛНД), натриевым лампам высокого давления (НЛВД), металлогалогенным лампам (МГЛ) и, наконец, к новым источникам света – светодиодам (СД). Это прогресс привёл к улучшению эффективности и экономичности источников света, равно как и к увеличению их сроков службы, улучшению их цветовых характеристик, появлению возможности светорегулирования и уменьшению времени разгорания и перезажигания используемых в дорожном освещении осветительных приборов [2]. 


Очевидно, что энергоэффективность играет важную роль в модернизации дорожного освещения. Однако имеются и дополнительные возможности в части уменьшения энергопотребления, связанные с изменением организации дорожного освещения (на основе систем интеллектуального дорожного освещения) и регулированием дорожного освещения там и тогда, где и когда это нужно, исходя из сиюминутной потребности в освещении. Переход к новым техническим средствам дорожного освещения и новым способам их применения предоставляет целый ряд преимуществ, таких как уменьшение количества и стоимости потребляемой электроэнергии, сокращение затрат на техническое обслуживание и возможность реализации более экологически безопасных решений. Однако при принятии каких бы то ни было решений относительно капиталовложений в дорожное освещение или использования интеллектуальных устройств управления, необходимо всегда помнить о назначении дорожного освещения. Основной задачей дорожного освещения является обеспечение безопасности посредством улучшения видимости источников опасности и уменьшения воздействия блёскости, создаваемой наблюдаемыми источниками света [3]. 


Многочисленные исследования показали, что дорожное освещение способно уменьшить количество ДТП, и поэтому чрезвычайно важно иметь представление о происходящих в дорожном освещении изменениях.


В основу данной статьи положена статья Тетри и др. [2], в которой авторы затрагивали многие вопросы и рассматривали самые разные связанные с дорожным освещением моменты, такие как сумеречное зрение, видимость, безопасность и трёхмерное моделирование световой среды, тогда как в данной статье, которая посвящена, главным образом, техническим средствам дорожного освещения, безопасности дорожного движения и экологии, рассмотрены влияние освещения на безопасность дорожного движения, преимущества от использования СД и экологические последствия совершенствования дорожного освещения. При этом в основу описания изменений в области дорожного освещения и обсуждения перспективного подхода к дорожному освещению положены последние технические достижения.


Безопасность дорожного движения Согласно Всемирной организации здравоохранения, в 2015 г. в ДТП погибли более чем 1,2 млн человек, что делает ДТП одной из 10 основных причин смертности в мире. В целом, причины ДТП связаны с людьми (57 %), дорогами (3 %) и транспортными средствами (3 %), а остальное приходится на их совокупное действие.

Однако попытки изучения влияния на ДТП какого то одного фактора, например, дорожного освещения, связаны с определёнными трудностями. Во-первых, на ДТП влияют многочисленные взаимосвязанные факторы, что затрудняет выделение именно дорожного освещения. Во-вторых, до и после организации дорожного освещения водители ведут себя по-разному. Например, исследовалось изменение поведения норвежских водителей в части скорости и концентрации внимания после организации дорожного освещения. В результате появления дорожного освещения увеличилось количество пожилых водителей, возросла скорость движения и явно уменьшилась концентрация внимания. В результате эти взаимосвязанные факторы отрицательно сказались на точности оценки влияния дорожного освещения на ДТП. Для количественной оценки влияния дорожного освещения на ДТП было проведено сравнение данных о ДТП, имевших место или там, где дорожное освещение раньше отсутствовало, а потом появилось, или там, где дорожное освещение было усовершенствовано.


Это можно сделать при помощи отношения шансов, которое служит для количественной оценки влияния дорожного освещения на ДТП:

Дорожное освещение было идентифицировано как фактор, влияющий на количество ДТП, и многочисленные исследования показали, что оно может привести к уменьшению количества ДТП в тёмное время суток. Хорошим примером является исследование, проведённое Международной комиссией по

освещению (МКО), которая установила, что дорожное освещение уменьшает количество ДТП в среднем на 30%.

Непрерывно расширяющееся использование интеллектуального освещения [2] стимулировало проведение исследований влияния качества освещения на количество ДТП, тогда как было показано, что в настоящее время дорожное освещение обычно характеризуется избыточным уровнем освещения, причём повышенный уровень освещения не обязательно увеличивает безопасность дорожного движения. Связь между уровнем и качеством освещения и количеством ДТП оценивалась исходя из соотношения количества столкновений автомобилей в ночное и дневное время. В результате был сделан вывод, что в настоящее время дороги освещены слишком сильно, и имеется возможность для уменьшения уровней освещения городских магистралей на вплоть до 50 %. Было исследовано влияние уменьшения уровня освещения на безопасность дорожного движения и предупреждение преступлений, причём полученные результаты не содержат никаких доказательств того, что выключение света, освещение на протяжении только части тёмного времени суток и уменьшение уровня освещения как-то связаны с количеством ДТП в тёмное время суток. Кроме того, не было никаких свидетельств повышения уровня преступности в этих условиях в тёмное время суток.

Так что возможность регулирования дорожного освещения без отрицательных последствий для безопасности дорожного движения подтверждена результатами проведённых исследований.




Список использованных источников (мы уважаем наших учителей)

1. IEA. International Energy Agency, Light’s labour lost: Policies for Energyefficient Lighting, 2006. [Online]. Available: https://www.iea.org/publications/ freepublications/publication/light2006.pdf. [Accessed 21.07. 2017].

2. Tetri, E., Bozorg Chenani, S., Räsänen R-S., Baumgartner, H., Vaaja, M., Sierla, S., Tähkämö, L., Virtanen, J-P., Kurkela, M., Ikonen, E., Halonen, L., Hyyppä, H., and Kosonen, I. Tutorial: Road Lighting for Effi cient and Safe Traffi c Environments // LEUKOS. – 2017. – Vol. 13, No. 4. – P. 223–24.

3. Van Bommel, W. Road lighting fundamentals, technology and application .Switzerland: Springer, 2015. 334 pp.

Дата публикации: март 16, 2021