ВЛИЯНИЕ ТОПОЛОГИИ И УГЛА НАКЛОНА СВЕТИЛЬНИКА НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОРОЖНОГО ОСВЕЩЕНИЯ

Назначение магистрального освещения является в создание комфортных и безопасных условия для безопасной езды как ночью так и днем. Эффективность работы световых установок обуславливается равномерностью распределения горизонтальной освещенности, яркостью дорожного покрытия, , ограничение световых шумов и блеклости, светового контраста, мелькания и всего того что способно обеспечить необходимый уровень восприятия необходимого для восприятия объектов и субъектов дорожного движения [1–3]. Правильно созданное дорожное освещение делает заметным любые источники помех, такие как другие участники дорожного движения и пешеходов. Освещение обеспечивает безопасность любого движения (для пешеходов и водителей).

Любой участникдорожного движения должен обладать подробной зрительной информацией о направлении (траектории) своего движения. При высоких скоростях особо важно заметить и идентифицировать имеющиеся на дороге препятствия. На основании данных МКО представленных результатами более чем 30 исследований дорожного освещения, можно сделать выводы ведущих к улучшению зрительного восприятия объектов. можно сделать МКО приводит результаты 30 исследований дорожного освещения, направленных на улучшение зрительных условий на дорогах [4]. Также стоит отметить [4], выполнение требований норм применяемых к дорожному освещению

приводит к снижению дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием пешеходов на 60–45 %, ДТП со смертельным исходом – на 65–49 %, ДТП с тяжёлыми последствиями и повреждениями – на 35–24 %. На основании чего полное количество ДТП уменьшается на 55–18 %.


Принимая во внимание малую плотность дорожного трафика Даже при малой плотности дорожного движения, при отсутствии освещения число ДТП в тоннелях и на дорогах в темное время почти в три раза превышает их количество в дневное время. Корень этой проблемы в отсутствие правильного и удовлетворяющего нормам дорожного освещения


Реализация дорожного освещения

 В данной статье рассмотрены две проблемы, присущие уличному магистральному освещению, 1. Это угол наклона светильников и 2-ое это топология установки свето-точек (световых опор). В процессе при помощи моделирования было выявлено и показано, что применяемое повсеместно наклонное положение светильников - неверное. Для лучшего результата и повышения эффективности, светильники следует располагать параллельно поверхности дорожного полотна (под углом 0о), а не под классическим наклоном 15-300. Второй по значимости вопрос, относящийся к дорожному освещению, состоит в том, что постоянно в целях экономии требуется увеличение шага между опорами посредством правильного выбора схемы расположения светоточек. Авторами, с помощью моделирования проведены исследования дву-полосной дороги с прямоугольным расположением светильников со светодиодными источниками света (СД) мощностью 100-150 Вт. При этом расположении световых опор, шаг между ними оказался равным 41 м. Однако моделирование также показало, что если опоры расположены в шахматном порядке, то шаг между свето-точками будет равен 48 м. Опираясь на это решение при освещении рассмотренной дороги, одним и тем же количеством светильников при шахматном расположении светильников можно осветить дорогу, на 9,2 % больше чем при типовом размещении, в нашем случае прямоугольном расположении светильников. На этом примере видно что гипотеза о рациональном расположении световых опор вне классических (типовых) решений может вывести на новые, более экономически выгодные варианты размещения опор освещения.


Зависимость освещения от угла наклона светильника

В случае необходимости определения освещенности в расчетных точках осветительной установки, применяются как элементы проектирования, так и физические измерения. При этом используются модели, уравнения и компьютерные программы или реальные измерения, выполненные при помощи люксметров.


В данной работе рассматриваются Светодиодные светильники с полупроводниковыми светоизлучающими диодами в качестве источника (СД) мощностью 100-150 Вт, установленные на высоте 10 м от поверхности дороги. Определение угла наклона консоли (0°, 5°, 10° и 15°) в случае светильника с светодиодными источниками света (СД) мощностью 100-150 Вт и степенью защиты IP67 осуществлялось подбором на основании расчётов Варианты геометрического исполнения наклона кронштейнов опор уличного освещения приведены на рис. 1. Как видно из рисунка. №1, светильники и кронштейны, используемые в уличном освещении, выполнены с наклоном к плоскости, что приводит к снижению эффективности. При моделировании выяснилось что эффективность светильников прямо пропорциональна увеличению угла наклона. Эффективные и неэффективные углы наклона светильников, показаны на рисунках В рамках этой работы нами было осуществлено моделирование автодороги дороги, к которой применимы методы светотехнических расчётов, приведённые в [11, 12]. Расчёты были проведены применительно к светодиодным светильникам с полупроводниковыми светоизлучающими диодами в качестве источников света (СД) мощностью 100-150 Вт, расположенным под различными углами (0°, 10°, 15° и 25°) к дорожному покрытию. При этом при углах наклона 5°, 10° и 15° наблюдалось уменьшение эффективности. При классическом рядном-прямоугольном расположении световых опор, равном 38-44 м шаге между опорами и равном 0о угле наклона светодиодного светильника средняя яркость оказалась равной = 1,50 кд/м2, что соответствует приведённым в [11, 12] требованиям к дорогам класса М2 по требованиям к освещению. Если же при этом угол наклона светильника будет равен 5°, 15° или 25°, то окажется меньшей, чем 1,50 кд/м2, что не удовлетворяет требованиям МКО [11, 12]. При шахматном же расположении световых опор, равном 45 и более метров шаге между опорами и равном 0о угле наклона светильника средняя яркость оказалась равной = 1,64 кд/м2, что соответствует приведённым в [11, 12] требованиям к дорогам класса М2 по освещению. Если же при этом угол наклона светильника будет равен 5°, 15° или 25°, то окажется меньшей, чем 1,50 кд/м2, что не удовлетворяет требованиям МКО [11, 12]. Общие требования к освещению дорог класса М2 приведены в табл. 3, а в табл. 4 приведены результаты моделирования и соответствующих расчётов, проведённых применительно к классическому прямоугольному и шахматному расположению осветительных опор освещения и углам наклона 0°, 15°, 20° и 25°. Из табл. 4 следует, что и при прямоугольном, и при шахматном расположении светильников значения при угле наклона 0о оказались приемлемыми на 100 %, тогда как: – при угле наклона 5о потери составили примерно 15 %, – при угле наклона 10 потери составили примерно 26 %, а – при угле наклона 15о потери составили примерно 35 %.




Рисунок1. Пример углов наклона консолей светильников дорожного

Освещения Правильно реализованные установки магистрального-дорожного освещения очень важны как для удобства управления транспортными средствами, так и для обеспечения Безопасности участников дорожного движения. Основная задача новых исследований заключается в получении наиболее эффективного результата, обеспечивающего требуемые условия. 


Список использованных источников:

1. Cengiz, M.S. A Simulation and Design Study for Interior Zone Luminance in Tunnel Lighting // Light &

Engineering. – 2019. – Vol. 27, No. 2. – P. 42–51.

2. Cengiz, M.S. The Relationship Between Maintenance Factor and Lighting Level in Tunnel Lighting //

Light & Engineering. – 2019. – Vol. 27, No. 3. – P. 75–84.

3 . Сенгиз М.С. Связь между коэффициентом эксплуатации и уровнем освещённости в тоннеле //

Светотехника. – 2019. – № 3. – С. 51–58.

Дата публикации: июнь 29, 2021